Мне в Париж, по делу, срочно! Renault Clio RS?
Собственно, вовсе нет: не в Париж. Но по делу и срочно.
Завязка этой истории проста и обыкновенна. Мне предстояла приятная командировка во Францию, где с разницей в одну неделю проходило два важных и красивых автоспортивных мероприятия, про которые мне предстояло сделать репортажи: знаменитый марафон «24 часа Ле-Мана» и гонка «1000 км Поль Рикара». Однако, проходили эти два события хоть и в одной стране, но на весьма удаленном друг от друга расстоянии, которое в один конец исчислялось почти тысячей километров.
В любом случае, автомобиль – одно из самых комфортных средств передвижения, особенно для человека, путешествующего с целым чемоданом фототехники, ноутбуком и еще рядом вещей, необходимых для съемок.
Например, чтобы получить разрешение для съемки на питлейне, необходимо быть одетым в омологированный комбинезон, способный защитить своего обладателя на некоторое количество секунд от открытого пламени, и шлем, который сбережет от удара по голове, например, отлетевшим колесом (такие ситуации бывали).
Все эти требования не возникли на пустом месте, так что их соблюдение важно не только для организатора гонок, но и для самого фотографа. Так что необходимых вещей в такую поездку набирается довольно много, весят они прилично, места занимают как минимум с чемодан средних размеров, поэтому автомобиль в таких поездках является совершенно незаменимым предметом. А учитывая погоду в Ле-Мане и резиновые сапоги для съемок на трассе, багажа набралось прилично.
Обычно я пользуюсь услугами одной из компаний, дающих автомобили в аренду, но не в этот раз 😄 Дело в том, что обе гонки проходили во Франции в то же время, что и Чемпионат Европы по футболу, а это значило, что автомобилей в прокате уже практически не оставалось, а те, что были, российскому журналисту совсем не по карману.
Поразмышляв над превратностями судьбы, я решила обратиться в компанию Renault с просьбой помочь мне с автомобилем на 10 дней.
Причин было несколько, и одна из них заключалась в том, что я не часто сталкиваюсь в работе с автомобилями этого сегмента рынка, а то, какими темпами это направление развивается, вызывает большой интерес.
Честно говоря, я опасалась, что Renault тоже не сможет помочь, но напрасно. Российское представительство живо откликнулось на мою просьбу, договорилось с коллегами в Париже, и вот я уже еду из аэропорта в сторону завода и офисов Renault, чтобы забрать прекрасный Renault Clio – автомобиль, который много лет тому назад стал первой иномаркой, за рулем которой я ездила.
Той истории уже много лет, с тех пор я познакомилась еще не с одним поколением этой модели, но маленькая красная «Клавочка», как мы ее называли, шустро бежавшая по дорогам, осталась в моей памяти как удачный и адекватный по соотношению цена/качество автомобиль, предназначенный для повседневной жизни.
В Париже меня ожидал сюрприз: вместо обычного Renault Clio белым перламутром сияла спортивная версия Clio RS со многими приятными глазу и телу дополнениями в виде модифицированных бамперов, порогов, колесных дисков, удобнейшими спортивными креслами, спортивным рулем и дополнительными «фишками» в салоне, ну а главное – с гораздо более резвым двигателем в 200 л.с. при объеме в 1,6 литра и динамичным разгоном за 6,6 секунды.
В неторопливой Франции это, конечно, не самое главное, но когда приезжаешь на гонки, такие детали помогают себя чувствовать намного лучше 😄
Оба моих немаленьких чемодана совершенно непринужденно влезли в багажник, рюкзак разместился на заднем сидении, а всякая мелочь вроде смартфона, папки с документами, термо-кружки, яблока, бутылки с водой, кошелька с мелочью и прочее нашли себе место в многочисленных отсеках внутри салона.
Главное, что ничто не мешало управлению автомобилем, крепко держалось в своих «гнездах» и не грозило в неподходящий момент вывалиться наружу. Единственной проблемой, с которой я столкнулась, было наличие лишь одного USB-входа , но это удалось решить с помощью имеющегося «двойника» под прикуриватель.
Приятным сюрпризом стало наличие русскоязычной навигации, но радовалась я этому недолго, ибо навигация в этом автомобиле одно из самых проблематичных мест в принципе. Уже через пару перекрестков я поняла, что навигатор запутался в родном Париже еще больше, чем я.
Кроме того, пугала и скорость его реакции: я успевала проехать нужный поворот, когда он спохватывался и заново перепрокладывал маршрут. Хорошо, что у меня с собой был свой собственный навигатор, хоть и старенький, зато надежный. С помощью сразу двух устройств дело пошло быстрее.
Путешествие на автомобиле по Франции дело довольно затратное. Помимо довольно высокой стоимости бензина (в момент моего пребывания литр 95-го стоил порядка 1.42-1.44 евро), страна почти полностью покрыта сетью платных дорог, и стоимость передвижения по ним вполне ощутима, особенно с учетом курса евро.
Например, по дороге из Парижа в Ле Ман я трижды оказывалась на участках платных дорог и в совокупности заплатила за это чуть менее 40 евро.
Если вы никак не завязаны на время, то на навигаторе можно проложить маршрут в обход платных магистралей, но тогда надо иметь ввиду, что ваше путешествие прилично затянется.
Уже на обратном пути мы с моим коллегой (который приехал только на вторую гонку), имея в запасе некоторое время, решили поехать через деревеньки и села, любуясь пезантскими пейзажами, но, обнаружив, что за пять часов проехали лишь порядка 200 км, погрустнели и решили вернуться на магистрали.
На трассе, как и в городе, автомобиль ведет себя прекрасно. Если в городе – благодаря своим размерам и управляемости, то на трассе его 200 л.с. вполне хватает, чтобы не чувствовать себя отстающим среди более мощных машин, адекватно разгоняться даже в горку, и иметь достаточный запас мощности, чтобы совершать обгоны, не просчитывая имеющиеся впереди метры.
Расход? Да, с моей точки зрения расход мог быть и поменьше. 8-10 литров на 100 км по трассе и порядка 12 в городе мне показались не маленькой цифрой.
Но гораздо больше нервировал маленький объем топливного бака – всего 40 литров, так что на заправки приходилось заезжать чаще, чем хотелось бы. В городе эта проблема не столь ощутима, но вот на трассе…
Даже если рассматривать машину с точки зрения автоспорта (а renault clio rs это, прежде всего, спортивный автомобиль и частый гость на треке) то 40 литров это тоже совсем немного, ведь на предельных режимах расход возрастает кратно. Ну а что касается лишнего веса – на магистралях он не важен, а на треке всегда можно заливать не полный бак.
…Ле-Ман это не просто город, не просто трасса и не просто гонка. Каждый, кто увлекается автоспортом, чувствует по отношению к этому место нечто гораздо большее, чем просто уважение или восхищение. Это место, где в свое время писалась история автоспорта: пОтом и очень часто кровью.
Но особенность этой трассы, которая называется «кольцо Сарте» в том, что она… разборная. К моменту проведения «24 часов Ле-Мана» перегораживают дороги не только в самом Ле-Мане, но и в нескольких соседних городках, образуя гоночный трек. Но когда соревнования закончены, улицы открывают вновь, и тогда можно проехать по этим легендарным дорогам.
Они до сих пор помнят многие поколения знаменитых гонщиков начиная с Рене Леонара, победившего в 1923 году, или Тацио Нуволари, ставшего лучшим в 1933, до Жаки Икса, Ханса Иоахима Штука или 9-кратного победителя Ле-Мана Тома Кристенсена.
В пятницу вечером, возвращаясь в гостиницу после ежегодного Парада Пилотов, я оказалась на знаменитой прямой «Мульсанн», названной так в честь городка Мульсанн, через который проходит гонка. Ее особенность заключается в протяженности: 5, 5 километров. Можете себе представить, до каких скоростей разгонялись пилоты в ее конце?
И поэтому в 1990 году, когда скорость автомобилей стала приближаться к 400 км/ч, организаторы, беспокоясь о безопасности, разделили прямую двумя шиканами, так что теперь пилотам приходилось дважды снижать скорость.
Renault Clio RS это, конечно, не лемановский прототип, но ночью, в неверном свете фар мне, с моим богатым воображением, несложно было представить себя в роли пилота. И пусть «пилотировала» я «кузов», но от души прониклась теми ощущениями, которые могут возникнуть во время гонки.
В темноте эта бесконечная прямая теряет пределы и границы и больше похожа на дорогу в вечность, а деревья, растущие по бокам дороги, превращаются в черные перемещающиеся тени.
Еще одно знаменитое место, где нам с Clio RS повезло оказаться уже после гонки — знаменитый поворот «Индианаполис», один из самых опасных и очень быстрый.
Прототипы влетают в него на скорости под 300 км/ч, а ведь этот левый поворот даже чуть меньше, чем 90 градусов, а буквально через 100 метров следует еще один поворот, Арнаж, и тоже фактически под прямым углом!
Я остановилась на разноцветной разметке, которая помогает увидеть рельеф трассы, правда, против «гоночного направления движения».
За спиной Renault — как раз тот самый Индианаполис.
Есть что-то волшебное и очень интимное в том, чтобы побывать на самом месте недавних грандиозных событий.
Мой путь после Ле-Мана лежал на юг Франции, в Прованс, где в горах Ле Кастеллье расположена одна из самых красивых и фотогеничных трасс мира – кольцо Поль Рикар.
Встретив коллегу на вокзале, я направилась в сторону моря, где предполагала отдохнуть на протяжении трех прекрасных дней.
И если в районе Парижа и Ле-Мана было холодно и дождливо, то здесь нас ожидало безоблачное небо и +28 градусов жары.
Столь жаркая погода тоже была хорошей проверкой для Clio RS.
Кондиционер в автомобиле отлично справлялся с жарой, так что иногда даже приходилось «приворачивать», а белый цвет не давал автомобилю нагреваться выше нормы. К тому же французы всегда оставляют автомобиль с чуть приоткрытыми окнами. Это помогает циркуляции воздуха и спасает от чрезмерного нагревания автомобиля внутри. Все было отлично.
Но первое, что мы сделали, это нахватались мелкой мошкары на бампер и лобовое стекло. Ее было столько, что бампер казался «махровым». Однако, справиться с этой проблемой оказалось неожиданно легко. То ли краска на автомобиле не дает насекомым прилипнуть как следует, то ли вода во Франции особенная, но мойка—самообслуживание помогла решить все вопросы за 3 евро и 10 минут. Мощная струя из керхера смыла всю мошкару без следа.
Следующим испытанием для автомобиля были горные дороги. И вот тут моя оценка Renault Clio RS несколько упала.
Дело в том, что для прохождения горных серпантинов требуется немного большее, чем хорошая подвеска, аэродинамика и достаточная мощность двигателя. Здесь нужна очень четкая и взаимосвязанная работа двигателя и трансмиссии, которая в нашем случае явно хромала. Не знаю уж, с чем это было связано, но ни в одном режиме машина не могла в полной мере предоставить мне то, что я от нее требовала, а именно уместного и своевременного переключения передач (в автомате и спорте) и требуемого количества оборотов.
Иногда создавалось впечатление, что электронные мозги вообще не понимали, что происходит: то вдруг во время длинного и довольно плавного разгона слишком поздно включали повышающую, то наоборот – при постоянном сбросе и наборе скорости включали более высокую передачу при слишком низких оборотах, и машина опять «проваливалась».
Ручной режим управления, конечно, снял эту проблему, но и тогда переключение передачи слишком запаздывало за движением лепестка.
Обратная дорога в Париж была спокойной и расслабленной. Мы проехали через живописнейшие городки Прованса, сплошь и рядом засаженные цветущей лавандой, насладились пейзажами и красотами южной Франции.
Возможность спокойно путешествовать с целым днем в запасе открыла глаза на окружающую действительность, в которой существовало огромное количество автомобилей Renault всех возрастов и моделей, в том числе и Clio всех четырех поколений и многочисленных модификаций.
Впервые эта модель была представлена в 1990 году, но как же сильно она изменилась за 26 лет!
Крохотные и довольно неказистые Clio первого поколения на фоне нашего RS выглядели как недокормленные старички из хосписа неподалеку. За эти годы машина не только выросла почти на 40 см в длину, но и существенно изменилась внешне – безусловно, в лучшую сторону.

Renault Clio 1990 и 2016 года выпуска
Но что меня поразило больше – так это количество моделей Renault, о существовании которых и не догадываешься, находясь за пределами Франции.
Безусловно, среди них много и тех, что выпускались в предыдущие годы, но вот новый седан «Talisman” или SUV “Kadjar” мне очень понравились. Да и появившийся недавно в России Renault Kaptur и во Франции оказался весьма популярным, хотя и пишется в названии через букву «С».
За десять дней я проехала на Renault Clio RS почти 2500 километров, два раза побывала на мойке, восемь раз на заправках, залив в общей сложности порядка 240 литров топлива.
Таким образом, даже без стоимости аренды машина нам обошлась в более чем в 33 тысячи рублей – и хорошо, что расходы мы делили пополам.
Было бы дешевле на поезде и своим ходом? Да, возможно. Было бы комфортнее? Точно нет. Получила бы я такое удовольствие – тоже однозначно ответ отрицательный. И прошу заметить, что немалая часть удовольствия была получена именно благодаря Renault Clio RS, потому что
все недостатки, о которых я писала, на самом деле растворяются в общих достоинствах. Жаль, я до трека на ней не добралась. Но, может, быть, в другой раз? 😄
все фотографии из путешестивя с Renault Clio RS
[su_slider source=»media: 22133,22132,22131,22130,22129,22128,22127,22126,22125,22124,22123,22122,22121,22120,22119,22118,22117,22116,22115,22114,22113,22112,22111,22110″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1600″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″]===[/su_slider]