Porsche в Ле Мане рассчитались на первый — второй!
Ле Ман никогда не надоедает. Каждый год он разный: жаркий или дождливый, проходящий преимущественно под желтыми флагами или пролетающий на ура, с одним и тем же лидером или наоборот – с чередой смен и обгонов. Но никогда — НИКОГДА! – он не бывает скучным или однообразным.
Как сказал Роман Русинов, российский пилот, дебютировавший в Ле Мане в 2008 году и с тех пор принимающий участие в этой гонке: «Даже ни один круг здесь не похож на предыдущий! Все время что-то меняется: погода, освещение, состояние трассы, трафик, расстановка сил».
Единственное, что порой по многу лет подряд тут остается неизменным, это лидер. Последние 16 сезонов после ухода из Ле Мана Porsche, господство в Абсолюте захватили «Четыре кольца». Пусть с небольшими перерывами, но Audi упорно удерживали пальму первенства, выиграв 13 марафонов и лишь пару раз пропустив вперед себя команды то Peugeot, то Bentley.
Но в прошлом году случилось то, чего столько лет ждали поклонники легендарной марки из Штутгарта: Porsche вернулись в Ле Ман в классе LMP1, чтобы забрать себе титул. Первый год после перерыва оказался «разгонным» — Ле Ман, как и весь Чемпионат WEC, принадлежал Audi и Toyota. Porsche тестировались, настраивались и искали правильные решения. И выстрелили.
С самого начала поул 2015 на трассе Сарте принадлежал им, более того, все три первых места на стартовой решетке занимали Porsche, отодвинув Audi на 4, 5 и 6 позиции. Но Audi не зря побеждали столько лет. Без борьбы они сдаваться не собирались, и показали, каким суровым соперником могут быть.
Никто так и не смог побить время лучшего круга, которое продемонстрировал уже ближе к финалу гонки Андре Лоттерер на Audi под номером 7: 3.17.465 минуты!
Да и в ходе самой гонки лидер сменялся 26 раз (!). Иногда казалось, что все, гонка потеряна для Porsche как, например, когда лидирующий экипаж был оштрафован за превышение скорости под желтыми флагами. Затем наоборот – Audi теряли позиции, и эта круговерть продолжалась все 24 часа.
Но все же ребята из Штутгарта выиграли свой 17-й Ле Ман: ни одна команда еще никогда за историю гонки не одерживала столько побед!
Все три Porsche были обклеены в разный цвет: красный, черный и белый соперничали не только с другими командами, но и между собой – в отличие от Ф1 здесь командная тактика приветствуется только по отношению к противнику. Но все основные ставки делались в пользу красной машины под номером 17, в состав экипажа которой входили Марк Уэббер, Тимо Берхнард и Брендон Хартли.
Именно они показали лучшее время во время тренировочных сессий, они были первыми в квалификации, они сразу же после старта вырвались вперед.
Но фортуна распорядилась иначе, штраф в виде проезда по пит-лейну, который получил Хартли, стал одной из причин отставания №17, да и Нико Хюлькенберг, выступающий в белом Porsche #19 вместе с Эрлом Бамбером и Ником Тэнди, изо всех сил постарался сбросить Audi с хвоста. И им это удалось. В итоге победа на 83-м Ле Мане досталась именно им, а на вторую ступеньку поднялся экипаж красного Porsche. Audi досталось лишь 3-е место.
Грустнее всего обстояли дела у команды Toyota, которая также выступает в классе LMP1. Лидеры прошлого сезона Мирового чемпионата по Эндурансу (WEC), в этом году выглядели совсем бледно. Это, безусловно, не значит, что они сдали свои позиции, но о чемпионстве не может быть и речи.
«За зиму мы сделали большой шаг вперед в техническом плане по сравнению с прошлым сезоном, сняли порядка 3 секунд с круга, и были уверены, что этого будет достаточно для лидирования в гонке. Но проблема в том, что наши соперники сняли по 4 секунды. И хотя в Ле Мане надежность машины важнее нежели ее скорость, Ле Ман не прощает ошибок…», — сказал один из руководителей команды.
[su_slider source=»media: 13459,13460″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1500″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″][/su_slider]
Четвертой заводской командой в классе LMP1 стал Nissan, который в этом году вернулся в Эндуранс после долгого перерыва. Их последнее выступление на знаменитом марафоне относится к 1999 году, но после изменений в регламенте Nissan решил уйти из Ле Мана.
Подробности своего возвращения они особо не афишировали, однако, с самого начала было понятны, что создатели самой быстрой серийной машины Nissan GT-R R35 не признают проторенных дорог.
Их идея была создать переднемоторный прототип с основным приводом на передние колеса и электрическим двигателем, который бы приводил в движение заднюю ось. Но, к сожалению, 7 месяцев работы и испытаний не хватило для того, чтобы все прошло гладко. В результате все три автомобиля вынуждены были двигаться без электротяги, что создало немало проблем.
Самыми главными из них оказалась недостаточная поворачиваемость, нехватка скорости и, конечно, проблема с тормозами, ведь при электродвигателе торможение происходит во много благодаря системе рекуперации.
В итоге из трех автомобилей финишировал только один. Синий Nissan #21, в котором в составе экипажа ехал спортсмен из Владивостока Марк Шульжицкий, сошел в районе часа ночи, когда за рулем находился японец Цугио Мацуда. Вторая машина не доехала до финиша всего 1 час, сойдя по причине поломки коробки передач. И только №22 благополучно финишировал.
[su_slider source=»media: 13462,13463,13464″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1500″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″][/su_slider]
Вообще, что касается Марка Шульжицкого, то это удивительная история карьеры автогонщика для парня, выигравшего чемпионат на Sony Play Station и получившего в качестве приза участие в экипаже с Романом Русиновым в гонке 24 часа Дубаи. А в ближайшее время Марк будет участвовать в российском этапе кузовной серии Blancpain, который пройдет 3-4 июля на подмосковной трассе Moscow Raceway.
Вообще, Марк большой молодец. В прошлом году он уже имел опыт участия в Ле Мане, но на автомобиле класса GT, вполне успешно ехал также и в 24-часовом марафоне в Спа, что еще раз доказывает, что если у человека есть талант к автоспорту, то он может проявляться и в компьютерных играх.
[su_slider source=»media: 13465,13466″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1500″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″][/su_slider]
Четыре заводские команды в WEC — на сегодняшний день — это много. Но есть надежда не только сохранить всех тех же производителей на следующий сезон, но и получить нового – вернее, хорошо забытого старого: Ford объявил о своем возвращении в Ле Ман. Американская компания лидерствовала в марафоне на протяжении 4-х лет подряд с 1966 по 1969 год с автомобилями Ford GT. Их возвращение в большой спорт сделает его, несомненно, еще более ярким и зрелищным!

Ford GT 40 Mk I 1964 г.в., участник гонки 24 часа Ле Мана 1964 года
В категории LMP2 в этот раз было многолюдно. На старт в Ле Мане вышло 19 автомобилей, и некоторые из них по скорости были готовы поспорить с более старшим классом. Для нас, безусловно, основной интерес представляют 2 команды: G-Drive Racing компании Газпромнефть, за которую выступает Роман Русинов, представленная двумя автомобилями Ligier JS P2-Nissan под номерами 26 и 28, и команда SMP Racing, пилоты которой участвовали как в LMP2, так и в GTE Am.
В конце прошлого года было объявлено, что SMP Racing начинает разработку собственного прототипа для гонок на выносливость под названием BR01. Главным конструктором шасси выступил итальянец Паоло Катоне, известный своим авторством автомобилей Peugeot 905 и 908, победивших в свое время в Ле Мане.
[su_slider source=»media: 13468,13469,13470,13471,13472″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1500″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″][/su_slider]
Две такие машины SMP и привезли на трассу Сарте. За руль прототипа № 37 сели братья Ладыгины (Кирилл и Антон) и Михаил Алешин, а машиной №27 управляли Дэвид Маркозов, Маурицио Медиани и Николя Минассян.
Но поскольку оба BR01 совершенно новые, прошедшие все же только обкатку и немного тестов, то и реальную конкуренцию в классе они составить не могли. Однако уже тот факт, что российская команда обладает прототипом собственного производства говорит очень о многом: наконец-то к автоспорту у нас начали относиться серьезно.
— Машина получилась очень быстрая, — сказал в интервью Кирилл Ладыгин, — но у нас были и нюансы. В медленных поворотах у нас была недостаточная прижимная сила, и над этим надо будет еще работать. Но главное, из-за чего мы проигрывали, — неподходящие для этой трассы покрышки. А подходящие, на которых едут другие команды нашей категории, мы не можем купить из-за введенных против нас лично как SMP санкций.
Третьей машиной команды стала Ferrari 458 Italia, квалифицировавшаяся на третьем месте в категории GTE AM, в составе двух чемпионов Европейской серии Ле Ман прошлого года Виктора Шайтара и Андреа Бертолини, а также Алексея Басова.
К концу гонки они твердо шли на второй позиции в категории, но затем произошло то, что не назовешь иначе как чудом для одних и трагедией для других. Лидировавший к тому времени Aston Martin #96 за 40 минут до окончания соревнования внезапно на большой скорости слетает с трассы и по прямой уезжает в ближайшие отбойники. Конечно, о том, чтобы вернуться в гонку, речи и быть не может. Ferrari #72 выходит на первое место!
Это была первая победа российской команды на гонке 24 часа Ле Мана, и это была невероятная гордость услышать российский гимн над знаменитой трассой Сарте!
Что касается Романа Русинова, то это уже его шестой Ле Ман и четвертый за рулем прототипа LMP2. Однако, несмотря на наличие, казалось бы, всех составляющих для успеха, таких как талант, отличная команда и быстрая машина, Роману пока не удалось подняться на верхнюю ступень пьедестала.
В этом году у них была вторая позиция на гриде в категории и все шансы на победу, но авария, в которую попал экипаж по ходу гонки, отбросила их на несколько позиций назад, и оставшегося времени не хватило, чтобы суметь отыграть потерянное время. Как результат – третья ступенька на подиуме, что для кого-то возможно и счастье, но по лицу Романа читалось совсем другое…
[su_slider source=»media: 13474,13475,13476″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1500″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″][/su_slider]
…Финиш на Ле Мане традиционно дается клетчатым флагом, но не из будки руководителя гонки, а непосредственно на трассе. Это еще одна традиция, помимо стартовой отмашки триколором. Кстати, также по традиции до 1970 года пилоты с разбега стартовали к своим машинам с противоположной стороны трассы, и кто быстрее запрыгивали в кабины и стартовали. Сейчас это уже чисто показательная история: все должны быть туго пристегнуты и упакованы до начала гонки.
[su_slider source=»media: 13477,13478″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1500″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″][/su_slider]
Зато накануне старта гонки в центре города Ле Ман проходит парад пилотов, куда стекаются десятки тысяч болельщиков. Пилоты проезжают на старинных автомобилях, раздают автографы и сувениры. И это тоже традиция!

Марк Вебер на параде пилотов
В этом году на гонку пришло 263 тысячи зрителей. Это больше, чем на 24-часах Нюрбургринга, и уж, конечно, намного больше, нежели у Формулы 1. К тому же Ле Ман всегда был центром притяжения для актеров и звезд шоу-бизнеса.
Так, например, в этом году в гонке в очередной раз принял участие голливудский актер Патрик Демпси, человек, вполне профессионально занимающийся автоспортом на протяжении последних нескольких лет. Но в этом году удача ему сопутствовала: его команда Dempsey Proton Racing заняла второе место в классе LM GTE Am!
Последнее время даже многие действующие пилоты Королевских гонок часто посматривают в сторону Чемпионата по эндурансу, а что уж говорить про тех, кто покинул Ф1 в силу разных причин. В этом году помимо Марка Вебера в составе разных команд ехали Нико Хюлькенберг ( Porsche), Себастьян Буэми (Toyota), Макс Чилтон (Nissan) и другие. А с учетом возвращения в чемпионат заводских команд, через пару лет это соревнование может затмить собой все существующие на сегодняшний день серии.
РЕЗУЛЬТАТЫ 24H LE MANS 2015
LMP1
• Porsche № 19 – Нико Хюлькенберг, Эрл Бамбер, Ник Тэнди
• Porsche № 17 – Тимо Бернхард, Марк Уэббер, Брендон Хартли
• Audi № 7 — Марсель Фесслер, Андре Лоттерер, Бенуа Трелюйе
LMP2
• KCMG №47 — Мэттью Хаусон, Ричард Брэдли, Николя Лапьер
• Jota Sport № 38 — Саймон Долан, Митч Эванс, Оливер Тёрви
• G-Drive Racing № 26 — Роман Русинов, Жюльен Каналь, Сэм Бёрд
LM GTE Pro
• Corvette Racing № 64 — Оливер Гэвин, Томми Милнер, Джордан Тейлор
• AF Corse № 71 — Дэвид Ригон, Джеймс Каладо, Оливер Беретта
• AF Corse № 51 — Джанмария Бруни, Тони Виландер, Джанкарло Физикелла
LM GTE Am
• SMP RACING № 72 — Виктори Шайтар, Андреа Бертолини, Алексей Басов
• DEMPSEY-PROTON RACING № 77 — Патрик Демпси, Патрик Лонг, Марко Зеeфрид
• SCUDERIA CORSE № 62 — Уильям Свидлер, Таунсенд Белл, Джефри Сегал
все фотографии
[su_slider source=»media: 13503,13502,13501,13500,13499,13498,13497,13496,13495,13494,13493,13492,13491,13490,13489,13488,13487,13486,13485,13484,13483,13482,13481,13480,13479,13478,13477,13476,13475,13474,13473,13472,13471,13470,13469,13468,13467,13466,13465,13464,13463,13462,13461,13460,13459,13458,13457,13456″ limit=»96″ link=»lightbox» width=»1500″ height=»1000″ title=»no» pages=»no» speed=»800″][/su_slider]