Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image
Scroll to top

Наверх

Нет комментариев

Самая маленькая BMW Isetta в мире

Mersedes, Audi, BMW, Volkswagen, Porsche – все эти немецкие бренды имеют мировую репутацию производителей качественных, дорогих и в общем-то эталонных автомобилей.

Но более полувека назад, после поражения Германии во Второй Мировой войне, некоторые из них были на краю банкротства и исчезновения. Германия была поделена на оккупационные зоны, контролируемые странами-победителями, и ей было запрещено заниматься производством каких-либо товаров для рыночного потребления. Союзники, в качестве репараций за понесенный ущерб, занимались выкачиванием природных ресурсов и вывозом оборудования с уцелевших заводов. Германия 45-47 годов, – разрушенная до основания, с колоссальной безработицей, с нищим и морально подавленным населением – отличалась от цветущей Германии конца тридцатых как небо и земля. Люди пребывали в полнейшем отчаянии и не верили, что все можно восстановить. Надежда возродилась в 1948 году с появлением конвертируемой немецкой марки и разрешением торговать и производить все, кроме вооружения. Магазины заполнились продуктами и товарами. А к 50-му году практически все заводы были освобождены от контроля внешних сил и переданы правительству ФРГ. Последующие 12 лет были названы «немецким экономическим чудом» – ФРГ удалось стать самой экономически развитой страной в Европе. Но не у всех дела сразу наладились.

Весьма в тяжелом положении оказалась марка BMW. Завод в Мюнхене был полностью разрушен бомбардировками, а второй, в Эйзенахе, попал в советскую зону оккупации, преобразованную после этого в ГДР.

Через три года на восстановленном Мюнхенском заводе начинается выпуск сначала одноцилиндрового мотоцикла, а в 1950-м –мотоцикла с двухцилиндровым оппозитным двигателем. Готовится к производству новый автомобиль. В этот момент маркетологи BMW допускают серьезную ошибку, едва не приведшую к банкротству фирмы и переходу ее под управление Mercedes-Benz. В 1952 году в производство пошла первая послевоенная модель BMW 501. Несмотря на удачную конструкцию и великолепный дизайн, BMW 501, а также, вышедшая чуть позже, восьмицилиндровая 502-я, не стали коммерчески успешными машинами. Вложенные в их разработку средства потянули фирму на дно. В послевоенной бедной Германии просто некому было покупать эти дорогие автомобили, а в других странах товары Made in Germany покупали неохотно. Самый выгодный в те времена американский рынок был переполнен аналогичными автомобилями местного производства, и перспектив выхода на него не было ровным счетом никаких. Руководство компании судорожно искало выход из катастрофической ситуации, и он был найден.

Героем и победителем в пьесе «Борьба за выживание» суждено было стать некому передвижному транспортному средству – среднему звену между мотоциклом и автомобилем, получившему прозвище в Германии «Катящееся яйцо».

Самая маленькая BMW Isetta в мире!

Разработать свой «народный» автомобиль баварцам было уже не под силу, и они стали искать его на стороне. Выбор пал на модель Isetta итальянской компании Iso. Фирма, выпускавшая вообще-то холодильники, в 53-м году запустила в серийное производство необычный автомобильчик, честно говоря, не сильно отличавшийся от холодильника. Длина машины была всего 2,3 метра, что даже меньше, чем у нынешнего Smart fortwo. Двухтактный двухцилиндровый мотоциклетный двигатель объемом 236 «кубиков» выдавал 9,5 л.с., а ручная КПП, имела 4 передачи плюс задний ход. С определенного ракурса могло создаться впечатление, что машинка опирается всего на три колеса, однако их было четыре: расстояние между задними колесами составляло всего полметра.

 

Главной конструктивной особенностью «маленькой Iso» была единственная дверь, располагавшаяся спереди, из-за которой автомобиль анфас походил на те самые холодильники, но с вырезанным зачем-то окошком.

Однако внутри такого холодильничка размещались вовсе не замороженые продукты, а двое пассажиров, один из которых являлся водителем. Для удобства посадки-высадки руль, закрепленный на двери, при ее открытии немного подавался вперед. Бесхитростная панель приборов также крепилась к двери. Вместо крыши – откидной матерчатый тент. Моторчик, располагавшийся сразу за сиденьями, мог с большим трудом разогнать 350 килограммовую Изетту до 70 км/ч. Несмотря на это машинки приняли участие в гонках Mille Miglia в 1954 году, где сумели завоевать все три первых места в классе экономичных автомобилей. Именно благодаря этой победе на «Изетту» обратили внимание представители BMW. Ренцо Ривольта, владелец фирмы Iso Spa, с радостью продал немцам лицензию на производство Изетты, потому что в самой Италии машинка спроса не нашла. Итальянцам были больше по душе мотороллеры и, только что появившиеся, скутеры.

Самая маленькая BMW Isetta в мире!

В 1955-м году была представлена BMW Isetta 250, которую баварцы пафосно величали «мотокупе». Однако это не была точная копия Iso Isetta: инженеры и дизайнеры BMW внесли изменения практически в каждую деталь микромобиля. В первую очередь они пересадили Изетте новое сердце – свой одноцилиндровый четырехтактный двигатель объемом в 247 «кубиков», от мотоцикла BMW R25. Итальянский движок обладал таким голосом, что сицилийские пастухи слышали «Изетту» за десятки километров. Кроме того, по мнению специалистов BMW, он был слишком дымным. С новым мотором, мощностью 12 л.с., максимальная скорость подскочила аж до 85 км/ч. Надо было обладать невероятно крепкими нервами или иметь наклонности камикадзе, чтобы передвигаться с такой скоростью на Изетте, особенно учитывая схему посадки пассажиров без какой либо их защиты. Помимо двигателя, автомобиль получил гидравлическую тормозную систему, червячное рулевое управление и улучшенную подвеску.

Самая маленькая BMW Isetta в мире!

Немцы оценили простую конструкцию, интересный дизайн и главное низкую цену «Изетты» и успех не заставил себя ждать. К концу года было реализовано 10000 машин. Всего через год появляется версия Isetta 300 с увеличенным на 50 куб.см. движком, а еще чуть позже ее оснащают опускающимися боковыми стеклами. С 1957 начался экспорт BMW Isetta 300 в США. Хоть Америка и микромобиль – понятия несовместимые, за несколько лет все же удалось продать 8,5 тысяч «Изетт». Даже король рок-н-ролла Элвис Пресли, уходя в армию, купил одну машину, правда, в качестве подарка полковнику Паркеру, под чьим руководством он должен был служить.

Вторым по масштабам сбыта рынком являлась Великобритания. В 1957 году там развернули производство модели Isetta 300 по лицензии BMW. Под условия левостороннего движения были перенесены вправо петли двери и рулевой механизм. Но из-за располагавшегося также на правой стороне двигателя и при наличии в салоне одного водителя машинка могла легко завалиться набок. Чтобы избежать этого конструкторы нашли самый дешевый и простой выход – приладили к левой стороне 27-килограммовый противовес. Но, несмотря на Суэцкий кризис, ставший причиной дефицита топлива и роста цен на него, англичане поначалу весьма вяло покупали экономичный автомобильчик. Довольно скоро кому-то пришла в голову идея лишить «Изетту» одного из задних колес, а вместе с ним и заднего хода. После такого упрощения конструкции продажи пошли в гору, а все потому, что теперь трицикл Isetta по британским законам не считался автомобилем, а приравнивался к мотоциклам, плюсом владения которыми были упрощенная процедура получения водительского удостоверения и куда менее обременительные налоги.

Что же касается родительского дома Изетты – компании Iso, то она совсем неплохо себя чувствовала, получая неплохие дивиденды от проданных лицензий и выпуская, имеющие спрос, обычные скутеры. Кроме Германии права на выпуск Isetta были проданы во Францию (компании VELAM), Бельгию, Испанию и даже Бразилию (Romi-Isetta). В отличие от BMW у остальных компаний права были ограниченными и серьезных изменений в конструкцию и дизайн они вносить не могли.

Самая маленькая BMW Isetta в мире!

Несмотря на разнообразие производителей, самыми продаваемыми были «Изетты» от BMW. Компании повезло с выбором своего «народного» автомобиля: благодаря маленькой итальянке ей удалось остаться на плаву и двигаться дальше. Кроме того, баварцы, ожегшись при производстве 501 модели, в дальнейшем очень чутко следовали требованиям рынка. Уже в 1957-1958 годах спрос на автомобильчики-«пузырьки» пошел на убыль из-за того, что покупатели стали чаще поглядывать в сторону транспортных средств, которые в их представлении были больше похожи на автомобили. К этому моменту был представлен четырехместный BMW 600, имеющий много общего с «Изеттой», но построенный на более широкой колесной базе. Реализовав почти 35 000 таких автомобилей, компания свернула их производство в 1959 году, сосредоточив усилия на более перспективном BMW 700. К 1962 году производство «Изетт» было практически везде свернуто. Всего же общими усилиями автопроизводителей было выпущено более 170 тысяч машин этой модели, львиную долю которых составили автомобильчики с узнаваемым бело-синим кружочком BMW на передке.

СЮЖЕТ

Написать комментарий